Главная | Контакты | Карта сайта | Поиск:
Modelizd.ru
Самолеты Автомобили Корабли Поезда Ракеты Двигатели Электроника
 Главная > Судомоделизм > Конструкция судов > Рулевое устройство судна

Судомоделизм
Все статьи Общая информация Технологии Теория судов Конструкция судов Исторические суда Современные суда Спортивные яхты Скоростные модели
Кнопки соцсетей
Похожие статьи
Якорное устройство судна
Корабли › Конструкция судов

Леерное, тентовое и буксирное устройство судна
Корабли › Конструкция судов

Шлюпочное устройство и спасательные средства судна
Корабли › Конструкция судов

Швартовное устройство судна
Корабли › Конструкция судов

Грузовое устройство судна
Корабли › Конструкция судов

Модель древнего египетского судна
Корабли › Исторические суда

Модель судна варягов — дракар
Корабли › Исторические суда

Устройство картера авиамодельных двигателей
Двигатели › Устройство ДВС

Устройство поршней авиамодельных двигателей
Двигатели › Устройство ДВС

Устройство карбюраторов авиамодельных двигателей
Двигатели › Устройство ДВС

Устройство системы питания авиамодельных двигателей
Двигатели › Устройство ДВС

Модель древнего греческого судна — триремы
Корабли › Исторические суда

Модель старинного китайского судна
Корабли › Исторические суда

Устройство и изготовление автомобильной модели
Автомобили › Радиоуправляемые

Рулевое устройство судна

Статья добавлена: Декабрь 2016
            0


Рулевое устройство — одно из важнейших устройств, поскольку в случае выхода его из строя судно становится неуправляемым, а значит, и непригодным для эксплуатации.

Мы уже знаем, что управляется судно за счет перекладки руля. Количество рулей зависит от типа судна, их обычно устанавливают за винтами, в кормовой части. На тех же судах, которым нужна повышенная маневренность, устанавливают и носовые рули, для чего в носовой части делается специальное окно. Сейчас распространены и подруливающие устройства, отличающиеся высокой эффективностью.

Рис. 24. Рулевое устройство для ледового плавания 
Рис. 24. Рулевое устройство для ледового плавания
Такую же роль, как и руль, выполняет поворотная насадка, которая улучшает работу гребного винта. При этом изменение курса судна происходит за счет действия направленной струи воды, отбрасываемой гребным винтом, установленным в насадке, а на судах с крыльчатыми движителями рулевого устройства вообще нет. Здесь управление осуществляется самими движителями. Основным и важнейшим элементом рулевого устройства является непосредственно руль. Для перекладки руля служит специальный механизм — рулевая машина. Она может быть ручной, паровой, гидравлической или электрической. Такими же бывают и рулевые приводы, связывающие пульт рулевого (штурвал) с рулевой машиной, чем обеспечивается пуск, регулировка скорости, реверс и остановка последней. Почти на всех судах, кроме основного рулевого привода, имеются запасной и аварийный. Назначение их понятно: при выходе из строя основного включается запасной. Если же они оба по какой-то причине пришли в негодность, их можно заменить аварийным.

Рис. 25. Рулевое устройство морского судна с активным балансирным рулем 
Рис. 25. Рулевое устройство морского судна с активным балансирным рулем
Наиболее эффективное использование рулевого устройства дают ограничители поворота руля и сектора, ограничивающие угол отклонения руля от ДП.

Для стопорения руля при смене привода и для предотвращения рывков в рулевом устройстве от ударов волн при стоянке судна на якоре или швартовах служит тормоз или стопор.



Судовые рули состоят из пера и баллера. Классифицируются они по положению оси вращения, способу закрепления, форме поперечного сечения и другим признакам.

По положению оси вращения относительно передней кромки пера рули делятся на небалансирные (обыкновенные), балансирные и полубалансирные.

Рис. 26. Рулевое устройство морского танкера с полуподвесным полубалансирным рулем 
Рис. 26. Рулевое устройство морского танкера с полуподвесным полубалансирным рулем
Небалансирные — обыкновенные рули,— те, ось вращения которых практически совпадает с носовой кромкой руля (рис. 24). У них перо полностью расположено в корму от оси вращения. Преимущество таких рулей — удобство и простота крепления к ахтерштевню. Но есть и недостаток: сравнительно большое усилие требуется для перекладки руля.

Руль, у которого перо разделено осью вращения на две неравные части (большая — в корму от оси, меньшая — в нос), называется балансирным (рис. 25). Часть площади пера руля, расположенная в нос от оси вращения, дала название всему рулю. Площадь этой балансирной части составляет, как правило, 0,2—0,3 общей площади пера руля. Наличие этой площади дает возможность уменьшить мощность рулевой машины.

На рисунке 26 вы видите полубалансирный руль. Балансирная часть пера сделана у него не по всей высоте руля.

Различают рули и по форме поперечного сечения (профилю) — плоские и обтекаемые.

Рис. 27. Рулевое устройство рейдового танкера с поворотной насадкой 
Рис. 27. Рулевое устройство рейдового танкера с поворотной насадкой
Плоские рули устанавливают в основном на несамоходных судах. Перо у них состоит из стальной пластины, подкрепленной коваными ребрами жесткости. К ахтерштевню руль крепится штырями.

По сравнению с плоскими обтекаемые рули обладают рядом преимуществ. У них, например, больше гидродинамическая сила давления воды на переложенный обтекаемый руль, что улучшает поворотливость судна.

Теперь ознакомимся с баллером руля. Это стальная поковка с фланцем, расположенным вертикально или горизонтально. Он проходит через гельмпортовую трубу, которая обеспечивает водонепроницаемость корпуса.



Насадка — полое кольцо, поперечное сечение которого имеет специальную форму (рис. 27). Ее конструкция похожа на конструкцию обтекаемого руля. Насадки присоединяются к баллеру, некоторые из них имеют подпятник, но бывают и такие, которые подвешены только на баллере.

Рис. 28. Основные типы встроенных подруливающих устройств 
Рис. 28. Основные типы встроенных подруливающих устройств
Рули, у которых к усилию, возникающему при перекладке, добавляется упор от небольшого гребного винта, установленного на руле, называются активными (см. рис. 25). Гребной винт на таких рулях установлен на пере в специальной насадке и приводится во вращение. Создавая упор при переложенном руле, винт улучшает поворотливость судна, особенно на малом ходу.

На паромах, пассажирских, промысловых и некоторых других судах устанавливают подруливающие устройства (рис. 28). Они обеспечивают лучшую маневренность при швартовых и других операциях, особенно эффективны при малых ходах. Различные типы встроенных в корпус судна подруливающих устройств могут устанавливаться и в носовой, и в кормовой части. В них используется реакция направленной струи, гонимая через водопоток лопастным насосом.
Источник: «Юному судомоделисту», А. И. Дремлюга, Л. П. Дубина, 1983


ОЦЕНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЗА ЭТУ СТАТЬЮ
+1
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Конструкция носовой и кормовой оконечностей судна
Корабли » Конструкция судов

Конструкции днища, борта, палубы и переборок судна
Корабли » Конструкция судов

Элементы корпуса судна
Корабли » Конструкция судов

Качка и управляемость судна
Корабли » Теория судов

Плавучесть, остойчивость, непотопляемость и ходкость судна
Корабли » Теория судов

Форма судового корпуса и его размерения
Корабли » Теория судов

Отечественные ученые - кораблестроители
Корабли » Общая информация

Классы боевых кораблей Военно-Морского Флота
Корабли » Общая информация

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Якорное устройство судна
Корабли » Конструкция судов

Швартовное устройство судна
Корабли » Конструкция судов

Грузовое устройство судна
Корабли » Конструкция судов

Леерное, тентовое и буксирное устройство судна
Корабли » Конструкция судов

Шлюпочное устройство и спасательные средства судна
Корабли » Конструкция судов

Дельные вещи судна
Корабли » Конструкция судов

Виды судовых двигателей
Корабли » Конструкция судов

Виды судовых движителей
Корабли » Конструкция судов




ССЫЛКА НА СТАТЬЮ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАТАХ
ТекстHTMLBB Code


Комментарии к статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 23 + 29 =

       



Modelizd.ru © 2016 | Написать админу | Карта сайта | Поиск по сайту
Авиамоделизм • Автомоделизм • Судомоделизм • Модели поездов • Модели ракет • Модельные двигатели • Модельная электроника