Главная | Контакты | Карта сайта | Поиск:
Modelizd.ru
Самолеты Автомобили Корабли Поезда Ракеты Двигатели Электроника
 Главная > Судомоделизм > Теория судов > Элементы теории корабля и моделей

Судомоделизм
Все статьи Общая информация Технологии Теория судов Конструкция судов Исторические суда Современные суда Спортивные яхты Скоростные модели
Кнопки соцсетей
Похожие статьи
Ртутно-цинковые элементы питания моделей
Электроника › Источники питания

Запуск и регулировка бумажных моделей планеров и самолетов
Самолеты › Планеры

Несколько моделей воздушных змеев
Самолеты › Летающие игрушки

Вопросы пиротехники при снаряжении моделей ракет
Ракеты › Ракетные двигатели

Летные качества моделей ракет
Ракеты › Теория ракетостроения

Элементы электронных цифровых схем
Электроника › Дешифраторы

Составные элементы и узлы аппаратуры для дистанционного управления
Электроника › Дистанционное управление

Классификация спортивных моделей судов и кораблей
Корабли › Общая информация

Постройка нелетающих моделей-копий самолетов
Самолеты › Нелетающие

Движители и двигатели для моделей судов
Корабли › Теория судов

Отделка, окраска, хранение, транспортировка и испытания моделей судов
Корабли › Технологии

Классификация и правила постройки моделей судов
Корабли › Теория судов

Модель корабля революции крейсера «Аврора»
Корабли › Исторические суда

Изготовление моделей вагонов
Поезда › Вагоны

Испытание и проверка изоляции: испытание сопротивления изоляции.

Элементы теории корабля и моделей

Статья добавлена: Сентябрь 2016
            1


Модели — это копии настоящих кораблей, но уменьшенные в 200, 100, 50, а иногда в 25 и 10 раз. Однако поведение моделей на воде практически ничем не отличается от поведения больших судов. И океанский пароход длиной 300 м, и прогулочный катер длиной 3 м, и их модели, как плавающие сооружения, должны отвечать определенным требованиям, обладать плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, ходкостью, поворотливостью, устойчивостью на курсе. Действующие на модель, погруженную в воду, силы веса и силы давления воды и находящиеся на модели механизмы, надстройки, устройства не должны изменять ее форму, значит корпус модели судна должен иметь необходимую прочность, быть жестким, тогда модель не развалится и не затонет. Элементы корпуса судна определяются теоретическим чертежом. Поэтому, прежде чем приступить к изготовлению корпуса модели, надо ознакомиться с теоретическим чертежом, который характеризует не только размеры корпуса модели, но и дает представление о его форме.

Рис. 14. Сечение корпуса модели тремя взаимно-перпендикулярными плоскостями 
Рис. 14. Сечение корпуса модели тремя взаимно-перпендикулярными плоскостями
Рассеките мысленно корпус модели судна тремя взаимноперпендикулярными плоскостями (рис. 14). Вертикальная плоскость, секущая корпус модели вдоль, разделит его на две симметричные части — это диаметральная плоскость (ДП). Если смотреть на модель с кормы в сторону носа, то справа будет правый борт, слева — левый борт.

Если рассечь корпус модели рядом плоскостей, параллельных ДП, получим несколько кривых линий — батоксов. Эти линии, нанесенные на чертеж, носят название «бока».

Горизонтальная плоскость, по которую модель погружена в воду, делит корпус на подводную и надводную части. Она называется плоскостью грузовой ватерлинии.

Если теперь рассечь корпус модели параллельно грузовой ватерлинии, то получим несколько кривых, называемых ватерлиниями. Эти линии, нанесенные на чертеж, называются «полуширотой».

Вертикальная плоскость, проходящая через самое полное сечение корпуса модели и отделяющая переднюю носовую часть от задней — кормовой, называется плоскостью мидель-шпангоута. Рассекая корпус модели параллельно плоскости миделя, получим линии шпангоутов. Эти линии, нанесенные на чертеж, носят наименование «корпус».



Рис. 15. Теоретический чертеж 
Рис. 15. Теоретический чертеж
Совместив проекции всех линий на три основные плоскости, получим теоретический чертеж корабля, состоящий из корпуса, бока и полушироты (рис. 15).

Так как корпус модели судна состоит из двух симметричных частей, батоксы одинаковы как для правой, так и для левой частей; то же относится к ватерлиниям и шпангоутам.

На чертеже корпуса принято обозначать справа ветви носовых шпангоутов, слева — ветви кормовых шпангоутов.

Теоретические шпангоуты обычно нумеруют от носового шпангоута, которому присваивается № 0; последним является кормовой шпангоут. Мидель — средний шпангоут обозначается знаком К. Число шпангоутов на теоретическом чертеже бывает 20; для небольших моделей можно ограничиться 10 шпангоутами. Расстояние между соседними шпангоутами называется теоретической шпацией.

Число батоксов на теоретическом чертеже ограничивается 2—3 на каждый борт и они нумеруются римскими цифрами I, II, III, считая от ДП. Число ватерлиний может быть произвольным (от 5 и больше). Расстояние от основной линии по грузовую ватерлинию делится на равные части, и ватерлинии считаются от основной по порядку, начиная с нулевой.

В зависимости от расположения основных линий теоретического чертежа на той или иной проекции, в двух случаях они проектируются прямыми и в одном — кривыми (табл. 1).


По плавности батоксов, ватерлиний и шпангоутов можно судить о характере теоретического чертежа.

На теоретическом чертеже изображаются все контурные линии корпуса судна: форштевень — носовая оконечность; ахтерштевень — кормовая оконечность; бортовые линии главной палубы, бака и юта; резкие переломы и изменения поверхности корпуса судна.

Рис. 16. Согласование линий теоретического чертежа 
Рис. 16. Согласование линий теоретического чертежа
Теоретические линии сечений корпуса (батоксы, ватерлинии, шпангоуты) пробиваются через равные промежутки, что облегчает построение теоретического чертежа и выполнение расчетов.

Правильно выполненный чертеж должен быть согласованным, т. е. пересечения двух каких-либо линий на одной проекции соответствуют пересечению этих же линий на двух других проекциях. Например, пересечение I-го батокса с 1-й, 2-й ватерлиниями на боку должно отвечать такому же пересечению этих линий на полушироте. На рис. 16 показаны точки сопряжений линий теоретического чертежа. Правильно выполненный теоретический чертеж и построенный по нему корпус модели, особенно плавающей, обеспечат ей необходимые мореходные качества.



Изменение масштаба теоретического чертежа


Приведенные в этой книге теоретические чертежи модели судов в большинстве случаев имеют масштаб 1:1.

При постройке модели в другом масштабе чертеж придется уменьшать, либо увеличивать. Моделисту надо уметь выполнить эту несложную, но требующую точности и аккуратности работу.

Возьмем для примера корпус теоретического чертежа, сделанный в масштабе 1:100. Чтобы сделать настольную модель, нужно уменьшить чертеж в два раза; естественно, все размеры на новом корпусе должны быть в два раза меньше. Сетка корпуса по ширине и высоте также будет в два раза меньше по линейным размерам и в четыре — по площади.

Рис. 17, а. Последовательные операции по уменьшению масштаба 
Рис. 17, а. Последовательные операции по уменьшению масштаба
В качестве инструментов потребуются линейка, угольник, полоски бумаги и лекала. Прежде всего вычертим на листе бумаги сетку нового, уменьшенного вдвое, корпуса теоретического чертежа. Чтобы наметить точки, через которые следует провести ватерлинии, надо взять полоску бумаги и, приложив ее к чертежу-прототипу, нанести на нее отметки соответствующих ватерлиний. Затем, отметив точку, соответствующую отметке нулевой ватерлинии на сетке будущего чертежа, под некоторым углом проведем прямую и отметим на ней точки ватерлиний чертежа-прототипа; соединив крайние точки, соответствующие ватерлиниям, проведем, пользуясь угольником, ряд параллельных линий через отметки на бумажной полоске. Отметки на сетке дадут точки, которые определят положения ватерлиний на уменьшенном чертеже; последние проводят также с помощью угольника, соблюдая параллельность линий.

Рис. 17, б. Последовательные операции по уменьшению масштаба корпуса 
Рис. 17, б. Последовательные операции по уменьшению масштаба корпуса
Следующим этапом работы является отметка точек пересечения шпангоутов с 1-й ватерлинией на корпусе чертежа-прототипа и перенос их на сетку уменьшаемого чертежа ранее описанным приемом. Последовательно переносят все точки пересечения шпангоутов со всеми ватерлиниями и затем с помощью лекал проводят плавные кривые, образующие корпус уменьшенного вдвое теоретического чертежа-прототипа. На рис. 17 показаны последовательные операции по уменьшению масштаба теоретического чертежа корпуса электротурбохода «Балтика».

Рис. 18. Набор кораблестроительных лекал 
Рис. 18. Набор кораблестроительных лекал
Кораблестроительные лекала, с помощью которых вычерчивается теоретический чертеж модели судна, показаны на рис. 18 (по сравнению с настоящими они уменьшены в четыре раза).

Если вы задумаете вырезать комплект лекал, то их нужно увеличить в 3—4 раза. Сделать это можно фотографическим способом, т. е. сначала изготовить негатив, затем получить отпечаток нужного размера, вырезать бумажные шаблоны и по ним сделать лекала из авиационной фанеры или пластмассы.



В зависимости от назначения модели судна корпус ее может быть цельным — монолитным, сделанным из дерева, кости, пластмассы, либо полым. В этом случае к перечисленным ранее материалам прибавляется жесть, листовая латунь, фанера, картон и бумага, стекловолокно и другие материалы.

При изготовлении корпусов моделей судов применяют самые разнообразные технологические приемы. Но какой бы прием ни использовал судомоделист, каким бы материалом он ни пользовался, прежде всего нужно иметь теоретический чертеж и, пользуясь очертаниями шпангоутов или ватерлиний, сделать шаблоны.

Шаблоны шпангоутов вырезают из плотного картона в точном соответствии с их очертаниями на корпусе теоретического чертежа.

Чтобы добиться точного воспроизведения формы корпуса самоходной модели, нужно иметь не менее 10 шаблонов (по числу шпангоутов на теоретическом чертеже), а также очертания носа и кормы.

В зависимости от типа конструкций применяют различные приемы обработки корпусов.
Источник: «Юный моделист-кораблестроитель», С. Т. Лучининов, 1963


ОЦЕНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЗА ЭТУ СТАТЬЮ
+5

Благодарности: Казино 1win представляет новую игру Авиатор.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Материалы, инструменты и их использование для судомоделирования
Корабли » Технологии

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Монолитные конструкции корпуса судов
Корабли » Технологии

Полые конструкции корпуса судов
Корабли » Технологии

Изготовление надстроек, устройств и дельных вещей
Корабли » Технологии

Движители и двигатели для моделей судов
Корабли » Теория судов

Отделка, окраска, хранение, транспортировка и испытания моделей судов
Корабли » Технологии

Классификация и правила постройки моделей судов
Корабли » Теория судов

Проведение соревнований судомоделистов
Корабли » Общая информация

Модель перуанского плота «Кон-Тики»
Корабли » Исторические суда




ССЫЛКА НА СТАТЬЮ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАТАХ
ТекстHTMLBB Code


Комментарии к статье


георгий написал(а) 14.12.2017 в 19:01:
хорошая статья. для начинающих которые живут в глубинке или маленьком городке просто необходимая.еслиб ещо простеньких, но интересных чертежей!!!
ответить цитировать


Сколько будет 35 + 32 =

       



Modelizd.ru © 2016 | Написать админу | Карта сайта | Поиск по сайту
Авиамоделизм • Автомоделизм • Судомоделизм • Модели поездов • Модели ракет • Модельные двигатели • Модельная электроника