Описание модели и чертежи были помещены в приложении к журналу «За рулем» № 6 за сентябрь 1956 года.
На рисунке 1 дан общий вид модели. На рисунках 2 и 3 показано шасси модели со снятой верхней половинкой кузова. На этих рисунках хорошо видна компановка узлов модели в варианте с резинодвигателем.
Кузов модели
Кузов модели состоит из двух половин, выклеенных из газетной бумаги (рис. 4). Для выклейки кузова изготавливают деревянную болванку (рис. 5). При изготовлении болванки пользуются шаблонами, вырезанными из картона или фанеры по полу-контурам, приведенным на рисунке 6.
Болванку обклеивают бумагой. После того как выклеенный кузов высохнет, его разрезают на две половинки: верхнюю и нижнюю. Разрезают кузов по горизонтальной линии, проведенной на расстоянии 8 мм от основания.
Чтобы верхняя половинка кузова хорошо соединялась с нижней и линия разреза не была видна, на верхнюю половинку кузова наклеивают полоску шириной 10 мм, состоящую из четырех слоев бумаги (рис. 7).
В верхней части кузова вырезают отверстие для окна кабины (рис. 8) и отверстие для решетки радиатора. В нижней части вырезают отверстия для колес. Размеры отверстий для колес показаны на чертеже рамы модели (рис. 10). В верхней половинке кузова вклеивают целлулоидные стекла, образующие кабину с хорошим обзором. Форма выкроек целлулоида для кабины дана на рисунке 9. Окна вклеивают клеем АК-20.
Поверхность готового кузова грунтуют, шпаклюют и затем красят нитрокраской. Вклейку окон производят после покраски кузова.
Для украшения модели кромки радиаторного отверстия линию склейки целлулоида а также линию вклейки целлулоида в раму и нижнюю кромку верхней половинки кузова аккуратно покрывают полосками алюминиевой краски.
Рама модели
Раму модели (рис. 10) вырезают из фанеры толщиной 6—9 мм или доски. В передней части рамы делают три выреза: два крайние — для ведущих колес и средний — для нитки силовой передачи. В задней части имеется вырез для направляющего колеса.
Силовая передача состоит из резинодвигателя, катушки передачи, ведущей оси и ведущих колес.
Резинодвигатель
Резинодвигатель изготавливают из 32 нитей резины сечением в 1 мм. Длина резинодвигателя составляет 450 мм (рис. 11). Резинодвигатель передним ушком надевается на крючок оси катушки передачи, затем проходит по правой стороне рамы модели, огибает фигурные стойки, закрепленные в задней части рамы, и далее идет по левой стороне рамы к неподвижному крючку, укрепленному в передней части рамы. Подобная конструкция резинодвигателя позволяет увеличить число закруток, что дает увеличение пути, проходимого моделью.
Для катушки передачи (рис. 12) подбирается обычная катушка из-под нцток. Для оси используется кусок спицы мотоциклетного колеса. Катушка с осью устанавливается на деревянных кронштейнах, изготовленных из фанеры или сплошного дерева. Кронштейны устанавливают на раме на клею и крепят шурупами. В кронштейны впрессовывают втулочки из жести, которые служат подшипниками. Передача усилия с катушки на ведущую ось осуществляется при помощи прочной нитки сечением 0,3 мм2 и длиной 10 м. Один конец нитки укрепляют в катушке, а другой завязывают на ведущей оси свободным узлом.
Ведущая ось
Ведущую ось (рис. 13) изготавливают из стальной калиброванной проволоки диаметром 5 мм. На ней в средней части выпиливают фаску, что облегчает начало наматывания нитки при закручивании резинодвигателя.
Концы оси обрабатывают под четырехгранник. Когда на них напрессовывают колеса, они должны выходить наружу для того, чтобы можно было заводить резинодвигатель при помощи дрели или специального ключа (рис. 14). На выступающие концы оси до напрессовки на них колес с каждой стороны надевают по две жестяные шайбочки, которые не дают колесам тереться о кронштейны. Можно также напаять кольца из медной проволоки, которые, упираясь в подшипники, предохраняют ось с колесами от бокового перемещения.
Кронштейны подшипников ведущей оси
Кронштейны подшипников ведущей оси (рис. 15) вырезают из дерева или фанеры. Их крепят на раме модели столярным клеем и привинчивают шурупами. В отверстия кронштейнов вставляют медные или жестяные втулочки, служащие подшипниками.
Фигурных стоек у модели три: две боковые (рис. 16) и одна задняя (рис. 17). Стойки вырезают из мягкого дерева и крепят к раме столярным клеем и шурупами.
Колес у модели три: два передних (рис. 18) и одно заднее (рис. 19). Их изготавливают из фанеры. Передние ведущие колеса плотно насаживают на ось. Направляющим является заднее колесо, которое свободно вращается на своей оси. Поэтому в его отверстие вставляют втулочку с внутренним диаметром 4 мм или трубочку, согнутую из жести.
Рулевое управление
Рулевое управление состоит из рулевой тяги (рис. 20), рулевого сектора (рис. 21) и опорной планки. Рулевую тягу изготавливают из алюминиевого листа толщиной 2 мм. Его форма и размеры показаны на рисунке 20, а монтаж на рисунках 2 и 3. Рулевая тяга имеет шарнирное соединение с фигурной планкой.
На другом ее конце, который входит в рулевой сектор (рис. 21), вставлен железный стержень (гвоздь). Передвигая гвоздь в прорези рулевого сектора, поворачивают рулевую тягу и вместе с ней направляющее колесо. Рулевой сектор (рис. 21) изготавливают из фанеры и крепят на раме несколькими небольшими гвоздями.
Монтаж узлов и деталей на раме, а также сборка катушки передачи при наличии рисунков 1 и 2 не представляет трудностей, а поэтому описание этой работы опускается.
Испытание модели с резинодвигателем производится по прямой. Для этого к нижней половинке кузова прикрепляют две пластинки, концы которых выворачивают так, чтобы имеющиеся в них отверстия составляли линию, параллельную продольной оси модели. При движении модели по прямой нитка находится справа по ходу модели.
При тщательном изготовлении и монтаже модель с резинодвигателем проходит 40 м. Для полной закрутки резинодвигателя необходимо сделать 300 оборотов колеса. Во время заводки нитка силовой передачи наматывается на ведущую ось, закручивая резинодвигатель.
При движении модели катушка, вращаясь, перематывает на себя нитку и этим приводит во вращение ведущую ось с колесами.
При желании на этой же модели может быть установлен электродвигатель с питанием от батарей карманного фонаря. Для этого раму со всеми деталями отсоединяют от нижней половинки кузова. На ее место устанавливают раму с электродвигателем. При изготовлении этого варианта был использован электродвигатель Коломенского завода МЭ-3 (рис. 22, деталь 30). На рисунке 22 показан общий вид нижней половинки кузова со смонтированными на ней колесами и электродвигателем. Рассмотрим технологический процесс изготовления отдельных деталей, сборки и испытания автомодели с электродвигателем.
Рама модели с электродвигателем
В варианте модели с электродвигателем рамой модели служит нижняя половинка кузова. Для этого в ней, помимо имеющихся вырезов, делают дополнительный вырез размером 56Х58 мм для посадки электродвигателя.
Электродвигатель вместе с ведущими колесами устанавливают на специальной раме (рис. 23), которую можно назвать рамой силовой передачи. Эту раму изготавливают из фанеру толщиной 5 мм. Электродвигатель укрепляют на раме при помощи хомута, изготовленного из жести (рис. 22, деталь 31). Хомут с одной стороны крепят двумя шурупами, а с другой стороны — болтом с гайкой. На ось электродвигателя плотно насаживают резиновый валик (рис. 22, деталь 32), который фрикционно передает крутящий момент на ведущие колеса. Для удобства установки электродвигателя один из винтов, стягивающих его корпус, спиливают. На раме силовой передачи монтируют ведущие колеса с осью. Ось с колесами устанавливают на кронштейнах (рис. 24), изготовленных из фанеры. В кронштейны впрессовывают втулочки из жести, являющиеся подшипниками оси.
Раму силовой передачи со смонтированными на ней электродвигателем и ведущими колесами устанавливают в нижней половинке кузова и закрепляют тремя шурупами.
Рулевое управление на модели с электродвигателем
Рулевое управление на модели с электродвигателем значительно упрощено. Оно представляет собой фигурную вилку (рис. 25), изготовленную из латуни. В отверстия латунной вилки вставляют ось заднего направляющего колеса. Крепление вилки к кузову и ее фиксация в определенном положении осуществляются при помощи деревянной колодочки, винта и гайки с барашками. Монтаж этих деталей показан на рисунке 22 (деталь 33). Отвернув несколько гайку с барашками, можно повернуть фигурную вилку и установить направляющее колесо с нужным разворотом.
Питание электродвигателя
Электродвигатель питается электрическим током от электрических батарей (можно использовать батареи карманного фонаря), расположенных вне модели. Этот недостаток конструкции объясняется тем, что использованный в модели электродвигатель тяжел, поэтому установить источник питания на модели не представилось возможности. Следует стремиться подобрать такой электродвигатель, чтобы источники питания устанавливались на модели. Во временных правилах соревнований автомоделистов, утвержденных ЦК ДОСААФ, обусловлено, что источники питания электродвигателей должны находиться на движущихся моделях. При установке менее габаритного электродвигателя (меньшего веса) источники питания могут быть размещены на модели.
Концы проводов от электродвигателя выводят наружу с левой стороны нижней половинки кузова к двум кордовым петлям (на рис. 22 деталь 34), которые изготавливают из шурупов, с просверленными отверстиями. После ввертывания шурупов в нижнюю половинку кузова головки их срезают. К концам шурупов, выходящим внутрь кузова, припаивают концы проводов от электродвигателя.
Для питания электродвигателя от батарей карманного фонаря нужно взять не менее трех пар батарей. Каждые две батареи соединяются последовательно, а пары батарей — параллельно. Батареи устанавливают в центре круга, по которому движется модель. Концы батарей выводят к центральному вращающемуся контактному устройству.
Вращающееся контактное устройство
Вращающееся контактное устройство (рис. 26) устанавливают на деревянной стойке (рис. 27), которую в свою очередь монтируют на тяжелой деревянной основе. Вращающееся контактное устройство состоит из двух деревянных дисков: верхнего (рис. 28) и нижнего (рис. 29). Нижний неподвижный диск плотно насаживают на стойку, а верхний вращающийся — на наружную обойму подшипника, который своей внутренней обоймой насажен на стойку.
В верхнем диске на нижней его части вырезают канавки, в которые вставляют два латунных кольца. К этим кольцам до их запрессовки в канавки диска припаивают медные проводники, которые через отверстия в диске выводятся вверх к контактам.
На неподвижном диске при помощи винтов крепятся два пружинящих контакта, которые соединены с проводами, идущими от источника питания. К деревянной основе (рис. 30), на которой устанавливается вращающееся контактное устройство, прибивают кусок фанеры. На этой фанере в ящике устанавливают источник питания.
Испытание модели с электродвигателем
Испытание модели производится на ровной площадке размером 6X6 м. В центре устанавливают вращающееся контактное устройство с источником питания. Шнур, по которому подается электрический ток, одновременно является кордовой нитью, т. е. нитью для удержания модели во вращательном движении. От вращающегося контактного устройства шнур отходит сплетенным, а на расстоянии 100 мм от модели его отдельные провода расходятся и крепятся к шурупам модели (кордовым петлям). При этом один конец делают длиннее, а другой короче для того, чтобы направление шнура в натянутом состоянии проходило через центр тяжести модели. Это обеспечивает при правильной установке рулевого управления движение модели по заданному кругу без заметных потерь на трение. Длина шнура с учетом радиуса вращающегося диска контактного устройства и половины ширины модели составит радиус вращения модели и должна быть 3 м. Перед запуском модель надо держать в руках так, чтобы шнур был натянут. Предварительно заднее направляющее колесо должно быть установлено с небольшим разворотом, соответственно дуге круга беговой дорожки. Один из концов проводов разъединен, т. е. электрическая сеть разомкнута. При запуске модели концы проводов соединяют. Вращение вала электродвигателя приводит в действие ведущие колеса. В момент начала движения модели пускают секундомер и считают количество кругов, которые пройдет модель. Количество кругов дает возможность подсчитать пройденный путь по формуле:
где L — длина пути в метрах;
π — число, равное 3,14;
R — радиус круга в метрах;
n — количество кругов, пройденных моделью.
Зная пройденный путь в метрах и время, за которое пройден этот путь в секундах, можно подсчитать показанную моделью скорость по формуле: