Одной из существенных частей оси модели вагона будет — вырезанная из жести пластинка в 116 миллиметров длины и в 30 миллиметров ширины (рис. 175). По пунктирам жестяночка сгибается, приобретая в сечении вид буквы П. Отверстия, помеченные расстоянием в 14 миллиметров друг от друга, служат для крепления жестянки к деревянным продолинам вагона, отверстия А — осевые.
Буксы вырезаются по чертежу рисунка 176 и точно по данным на нем размерам. На каждую ось нужно две буксы. Когда выкройка буксы сделана, ее сгибают по пунктирным линиям так, как изображено на рисунке 177 и приклепывают маленькой заклепкой к жестянке а по рисунку 178а. После этого загибку буксы продолжают и получается готовая букса, в сечении видимая на левой части рисунка 178, где она обозначена буквой Б. (Правая часть рисунка, как это сделано и в следующих, изображает внешний вид детали, если смотреть по оси вагона, левая дает сечение).
Рессора изготовляется из пяти полосок жести толщиной в 1 миллиметр, длиной от 16 до 38 миллиметров и шириной каждая в 3 миллиметра (рис. 179). Сложенные вместе, склепанные или спаянные в середине полоски плотно войдут в верхнюю часть буксы (рис. 180). В раму вагона, сделанную из брусочков 7x5 миллиметров впоследствии во-бьются два согнутых гвоздика — стремена рессор, видимых на рисунке 180.
Все размеры описанной оси даны для колеи в 45 миллиметров, т. е. для моделей I. На случай, если моделисты захотят изготовить миниатюрную модель, разберем изготовление двухосного дачного вагончика на размер стандарта О, колея 32 миллиметра. По опыту этого вагончика моделисты могут строить и другие для малого стандарта. На рисунке 181 изображен боковой вид такого вагончика со всеми размерами, а на последующих — детали и разрезы. Оси с буксами делаются по размерам рисунка 182 и описанию выше; вид их дан на рисунке 183.
Основа вагончика — деревянная рама из брусочков 5x7 миллиметров сечения и внешним размером 48х170 миллиметров. На этой раме крепится фанерная дощечка 60х130 миллиметров, а на ней ящик — вагон с выпиленными отверстиями для окон по размерам, данным в сечениях на рисунках 184 и 185. Ящичек — вагон надо выпиливать из возможно тонкой фанеры (наибольшая толщина 3 миллиметра). Стекла приклеиваются с внутренней стороны. Крыша из картона приклеивается вверху ящичка по рисунку 184.
Пассажирский вагон современного типа изображен на рисунке 186. Начнем его изготовление с тележки. На листочек жести надо перевести выкройку рисунка 187. После того как выкройка переведена тщательно по контуру, вырезают дважды (для двух тележек); средние отверстия выбивают острым маленьким зубильцем, после чего удаляют все заусеницы напильником. Когда выкройки сделаны, их сгибают осторожно двумя стальными линейками в тисках так, чтобы получить вид, изображенный на рисунке 188, и чтобы сохранить размеры чертежа.
Четыре буксы вырезаются по рисунку 189 и сгибаются методом, описанным выше. Рессоры держатся отогнутыми на тележке уголками (рис. 188) и буксами. Заметьте, что на рисунке 186 правая и левая тележки отличаются друг от друга. Это сделано для того, чтобы выбрать одну или другую систему рессор. Для правой тележки, если остановиться на этой системе, надо будет вырезать из жести устой по рисунку 190, на двух вертикальных выступах которых сидит пара пружинных рессор. Вагон должен иметь или одну или другую систему тележек, нельзя конструировать для одного вагона две разные тележки. Вид тележки сверху дан на рисунке 191.
Корпус вагончика делается из трехмиллиметровой фанеры в виде продолговатого ящика 65 миллиметров ширины, 300 миллиметров длины. Два тамбура делаются отдельно, как это видно из рисунков 185, 192 и 193. Крыша из тонкой жести или прессшпана (картон) прибивается срезанными до половины булавками или приклеивается; стекла приклеиваются изнутри против оконных отверстий. Лесенки изготовляются по рисункам 194 (выкройка) и 195.
Тележки должны вращаться на оси — гвоздике, между тележкой и дном вагона должна быть проволочная подкладка для облегчения вращения. Для этого проволочку заготовляют в виде двух полукругов с загнутыми под прямым углом и заостренными концами; этими концами полукруги из проволоки забиваются в дно вагона над тележками, как это показано пунктиром на рисунках 185 и 191.
По описанной конструкции можно делать пассажирские вагоны любого типа и вида, пользуясь лишь изложенными основными приемами. Другим приемом мы воспользуемся при описании изготовления товарной платформы на колею в 45 миллиметров. Начнем с деталей осей — этой более точной модели.
Присмотритесь к рисунку 196, дающему боковой вид платформы на колею 45 миллиметров с главными размерами, и вглядитесь в конструкцию осей, букс и рессор.
Сперва вырежем из жести четыре детали рисунка 197 и, сложив вместе, тщательно обработаем их напильником и надфелем, чтобы получить совершенно одинаковые детали (при изготовлении одного вагона; для нескольких необходимо соответственное увеличение числа деталей). Затем вырежем и также обработаем по четыре детали рисунка 198 и 199 и восемь деталей рисунка 200. Детали рисунка 200 надо сделать из несколько более толстого материала. На рисунке 201 изображена сережка рессоры. Таких сережек надо выпилить и согнуть четыре или изготовить из целой заготовки цинка или латуни. Рессоры нарезаются из плоской пружины в 3 миллиметра шириной и собираются они на гвоздик по рисунку 202. Это главные части, собираемые на основной раме. Размеры последней, делаемой из хорошо отструганных дощечек, изображены на рисунке 203.
Буксы отливаются из цинка в виде заготовки и обрабатываются вручную по рисунку 204.
Когда рама отстругана и опилена, но еще не сбита, крепим на ее продолинах детали букс, осей и рессоры, наметив и просверлив все необходимые дыры. Это надо делать, руководствуясь рисунком 196.
Детали рисунка 197 крепятся заклепочками с накладкми с передней стороны из деталей рисунков 200 и 201. Когда все клепочки закреплены, привинчивают серьги рессор, зацепляют за них пружинки рессор, укрепляя ушки последних булавкой в серьге, и выдвигают буксы. Средний гвоздик рессоры входит в надсверленное гнездо а буксы (рис. 204). После того как букса вдвинута, а рессора приподнята в середине, деталь рисунка 199 крепится клепочками и не дает буксе под давлением рессоры вывалиться.
Когда обе продолины снабжены буксами и рессорами, их свинчивают с поперечинами вместе со скатами (оси с колесами) так, чтобы концы колесных осей вошли в гнезда букс.
Теперь рама платформы стоит на колесах.
Делаем далее остальные металлические детали. Из них первая — буфера. Они состоят из пяти частей каждый. Если точить тарелку буфера вместе с его штоком, тогда останется только четыре детали. Раньше чем приниматься за работу на токарном станке, надо заготовить материал или отлить заготовки из цинка или алюминия, а затем только обработать их частью на станке, а частью напильником (крепительный уголок). Все размеры буфера даны на рисунке 205 и не требуют пояснений.
Изготовим крюк по рисунку 206. Его придется готовить вручную из отлитой заготовки или из целого куска. Одновременно сделаем дощечку рисунка 207, набиваемую в середине короткой стороны вагонной рамы. В среднее прямоугольное отверстие этой пластинки входит крюк и крепится он к поперечине рамы.
В отверстии крюка висят три звена цепи (рис. 208) для сцепки вагонов. Дадим простой способ приготовления одинаковых звеньев цепи. Изготовим железный шаблончик по рисунку 209. Часть шаблончика имеет сечение, изображенное на рисунке 209 слева. В отверстие А шаблончика диаметром в 1 миллиметр вставляем конец проволоки, из которой будем заготовлять звенья и, туго натягивая другой конец отрезка проволоки, навьем ее плотными витками на шаблон, как это изображено на рисунке 210.
Когда проволока навита, витки прорезают по линии АБ пилой и отдельные звенья снимают и несколько разводят, как это видно из рисунка 211. Звенья соединяют, вводя их друг в друга, и плоскогубцами или легкими ударами молоточка выправляют, вставляя третье звено в отверстие.
Чтобы покончить с металлическими деталями, сделаем все накладки для стенок платформы. Они изображены на рисунках 212—215. Петли ушками а вращаются, откидывая стенки на скрепах рисунка 213. Две угловые петли рисунка 214 служат запором, который осуществляется штырьком. Короткие стенки вагона укреплены каждая на двух металлических угольниках, видимых на рисунках 196 и 215. Эти угольники укреплены на раме и держат неподвижные короткие стенки, тогда как боковые стенки откидываются. Самые стенки делаются или из отдельных дощечек или из фанеры с окраской под товарный вагон с тонкими черными линиями, отделяющими доски. Все металлические части окрашиваются в черный цвет.
Мы подробно описали модель товарного вагона, так как многие детали его (крюк, буфера) могут быть изготовлены для всех вагонов нашей железной дороги; рама с осями описанного вагона пригодится для всех товарных вагонов, крытых и открытых и для цистерны. Последние два вида легко изготовить, справившись с самым главным — рамой вагона, осями и буксами.