Наши предки — славяне плавали по рекам и озерам с незапамятных времен. Они еще в глубокой древности имели челны, лодьи и другие плавательные средства, ходили не только по рекам и озерам, но и морскими путями.
Один из экспонатов Центрального военно-морского музея в Ленинграде —- челн. Он был поднят со дна Южного Буга, где пролежал около 3 тысяч лет. Челн сделан из дуба, которому 360 лет. Длина челна 6,15 м, ширина — 0,8 м.
Другим, уже более усовершенствованным, типом была лодья (рис. 9), или «досчаник», как ее называли, потому что в отличие от челна она делалась из досок. Это судно имело ребра — шпангоуты, вмещало до 60 воинов, на нем был запас воды, пищи, оружия.
Славяне на своих легких судах проходили из Балтийского в Черное море, а новгородцы и северные поморы ходили к берегам Англии и Швеции, бывали на Шпицбергене.
Одними из лучших судов северных поморов были кони. На них они совершали дальние переходы до Чукотки и даже выходили к Тихому океану. Кочи были приспособлены для плавания во льдах. Если они застревали, то при сжатии льдов коч «выдавливался» и оставался целым.
Коч — наборное судно. К килевой балке крепились штевни и кокоры — стволы деревьев с корнями, составлявшими скелет судна. Крепление осуществлялось с помощью особых вырезов и нагелей — деревянных круглых стержней. Употреблялись и железные гвозди. Днище, как самую изнашивающуюся часть судна, делали из крепких стволов деревьев, распиленных на две части.
На кочах под палубой были брусья — бимсы. Через специальный люк в палубе можно было попасть во внутрь коча. Судно имело мачту, парус, стоячий и бегучий такелаж, якорное устройство. Размеры коча: длина 20—25 м, ширина 4—5 м, осадка 1,5—2 м. Команда судна состояла из 10—15 человек, брал он более 20 т груза.
На Черном море славились другие суда — чайки. Они имели длину до 20 м и ширину около 3,5 м, а высоту бортов до 3—4 м. К бортам привязывались тугие снопы камыша, что обеспечивало судам дополнительную плавучесть и остойчивость на волнах. Ходили чайки под парусами или под веслами и обладали большой скоростью. На этих судах запорожские казаки совершали военные походы, переплывая Черное и Каспийское моря. Очень легко чайки запорожцев догоняли турецкие галеры» которые строились по европейским образцам.
Русский народ на протяжении многих столетий боролся за выходы к морям. Это было жизненно необходимо для государства. Однако нужен был флот.
Во второй половине XVI века Иван Грозный предпринял первые попытки для строительства русского военного флота. Царь хорошо понимал значение флота для обороны русской земли, а также для экономической, политической и культурной связи с соседними странами.
В течение четверти века Иван Грозный вел войну с Ливонским орденом за выход к Балтийскому морю, но хотя орден и распался, цель не была достигнута. Враги России, а их было немало, оказали помощь Швеции, и те захватили последний русский порт на Балтике — Нарву.
В середине XVII века, когда борьба за выход к Балтике разгорелась с новой силой, снова началось строительство флота в России. В 1655 году на Нижегородских, Казанских и Астраханских верфях начали строить корабли для Каспийского моря. Через четыре года все суда были спущены на воду и в их числе первый русский трехмачтовый парусник «Орел» (рис. 10). Длина этого корабля 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка около 1,5 м. Он был без весел, но, являясь настоящим морским судном, мог плавать в любую погоду.
«Морским судам быть» — такое решение принимает Боярская Дума в 1669 году. И согласно ему началось строительство новых верфей, закладка мореходных парусных суден.
На Воронежской верфи начали строить флот для Азовского моря.
Однако все это явилось только началом создания регулярного флота — военного и торгового. Он был создан позже, в начале XVIII века при Петре I.