По сравнению с моделями гражданских, военных и исторических судов, скоростные модели по своей конструкции очень просты: удлиненный корпус с острой скулой, с поплавками, жестко соединенными с бортами в носовой части. Конструкция наборная.
Модель не имеет никаких деталей и не копирует какого-либо судна. Особенностью модели является повышенная прочность конструкции корпуса и соединений всех его частей и поплавков. Это вызывается наличием больших усилий, возникающих в корпусе при движении модели и при работе относительно мощного двигателя, прочно закрепленного на фундаментных брусьях, соединенных с набором корпуса модели.
В качестве основного материала для постройки корпусов скоростных моделей применяют дерево — сосновые бруски, авиационную фанеру и легкие сплавы (для крепления особо напряженных узлов). В связи с появлением полиэфирных смол и стекловолокна некоторые судомоделисты делают корпуса из стеклопластика.
Поплавки делают из дерева, полыми внутри или из пористого пластика — поропласта с удельным весом 0,2 Соединение деталей корпуса осуществляется клеем БФ-2 с использованием уголков, скоб из алюминия и шурупов.
В зависимости от класса модели применяют двигатели объемом цилиндров 2,5; 5 и 10 см3.
С помощью муфты, без применения редуктора, вал двигателя соединяется с гребным валом с насаженным на него гребным винтом.
В настоящее время наибольшее распространение получили частично погруженные гребные винты. Ранее считалось, что такие винты имеют низкий коэффициент полезного действия, однако практика использования частично погруженных, высокооборотных гребных винтов на скоростных моделях показала обратное.
Другим преимуществом полупогруженных гребных винтов является постепенное набирание ими числа оборотов, чего не наблюдается у полностью погруженных. Гребные винты для скоростных моделей делают, как правило, двухлопастными. Диаметр, шаг, площадь лопастей варьируются в различных пределах. На модель, подготовленную к соревнованиям, устанавливается наивыгоднейший гребной винт, с которым достигнута высшая скорость на тренировочных испытаниях.
Сборка корпуса модели производится так: к продольным переборкам, ограничивающим кокпит, приклеивают клеем БФ-2 фундаментные балки. Со стороны фанеры бруски дополнительно крепят шурупами. Затем к бортам модели приклеивают скуловые стрингеры, привальные брусья и накладки на борта, сделанные из 3-мм. фанеры, через которые проходят стержни (на последних крепят поплавки). Потом приклеивают днищевые стрингеры, собирают кокпит, шпангоуты, транец, борта.
Когда корпус просохнет, устанавливают носовую бобышку. Борта с транцем соединяют двумя дюралевыми угольниками 25X25X1,5 мм. Такие же угольники ставят для крепления кронштейнов гребного вала. Далее устанавливают детали колодца промежуточного вала. В целях уменьшения потерь на трение, дейдвудной трубы не ставят; в балках фундамента просверливают отверстия для болтов крепления двигателя.
Затем приклеивают днище, устанавливают стержни из дюралевых или стальных трубок и поплавки. В реданную часть поплавков вклеивают дюралевый угольник. Тщательно зачищают места соединений отдельных деталей, проверяют прочность модели и приступают к ее окраске.
Двигатель закрепляют на заранее поставленных болтах на фундаменте. Бак для топлива делают из латунной фольги или жести. Объем бака (обычно 40—100 см3) зависит от мощности двигателя. Бак устанавливают в носовом кокпите на подушке из пористой резины. Карбюратор двигателя с помощью хлорвиниловой трубки ( в крайнем случае ее можно заменить резиновой) соединяют с топливным бачком. Предусматривается также трубка для заливки бака. Соединительная трубка во избежание прекращения подачи топлива не должна иметь перегибов. Для остановки двигателя во время движения модели необходимо сделать приспособление, перекрывающее подачу топлива.
Передача мощности от двигателя на гребной вал осуществляется с помощью промежуточного вала, изготовленного из стальной проволоки диаметром 3—4 мм. Во втулку кронштейна гребного вала, с обоих его концов, запрессовывают короткие бронзовые втулки, образующие полость для смазки. Гребной вал поддерживается двумя дюралевыми уголками, закрепленными на транце.
Скоростная модель с двигателем объемом 2,5 см3
На рис. 185 в масштабе 1:2 приведены боковой вид и вид сверху скоростной модели. Конструктивный чертеж, поплавки, сечения шпангоутов и некоторые детали даны на рис. 186 и 187.
Постройку корпуса модели рекомендуется вести на стапеле — плоской, гладкой доске 800X250 мм. На доску следует нанести карандашом линию ДП и с рис. 186 — места расположения штангоутов. На продольные переборки моторного отсека закрепляют шпангоуты 2 и 3 (рис. 187; даны в натуральную величину). Для склеивания деталей рекомендуется клей типа БФ-2. Иногда для усиления отдельных конструкций можно использовать шурупы соответствующего размера. Затем устанавливают шпангоуты 1 и 4. Брусок для держателя поплавка крепят к шпангоуту 1. В корме из кусочков фанеры склеивают туннель гребного вала. Далее накладывают днище, устанавливают шпангоут 5 и крепят стрингеры. Установка палубных стрингеров и брусочков, подкрепляющих держатели поплавков, существенно усиливает конструкцию. Теперь можно приклеивать борта. Стабилизатор собирают отдельно и крепят вместе с палубой. Сборочный чертеж приведен на рис. 188.
Форма и чертеж поплавка, полуширота и вид сбоку даны в масштабе 1:1 на рис. 187. Поплавок можно сделать из фанеры. Если удастся достать пенопласт, то этот материал также подойдет для данных целей. В нижней части поплавка, где он соприкасается с водой и подвержен повреждениям в случае удара о плавающий предмет, следует наклеить полоску жести, алюминия или пластмассы. При установке поплавков надо иметь в виду, чтобы угол атаки составлял около 10°. В процессе испытания модели эта величина может изменяться.
Гребной вал, соединительную муфту необходимо выточить на токарном станке из качественной стали; обтекатель можно сделать из латуни. Размеры этих деталей даны ориентировочно, и в зависимости от типа двигателя длина гребного вала и соединительной муфты могут изменяться. Для скоростной модели рекомендуется двухлопастный гребной винт системы академика В. Л. Поздюнина как наиболее эффективный для данной модели, имеющей высокооборотный двигатель. Исключительное внимание необходимо уделить монтажу гребного вала, он не должен подвергаться осевым усилиям и изгибаться.
Двигатель устанавливают в районе 3—4 шпангоута, сечение по А—Б проведено на рис. 186. Фундамент двигателя изготовьте из дюралевого угольника 20X20Х2 мм.
Прежде чем установить двигатель МК-12в, надо собрать линию вала, затем наметить на фундаменте отверстия для цапф двигателя, обращая при этом внимание на положение вала, который должен находиться точно в диаметральной плоскости, и лишь после этого просверлить отверстия для крепежных болтов.
Бачок для горючего, его устройство и размеры описаны ранее (см. рис. 77). В корме и на поплавке надо поставить две латунные скобки для зацепления уздечки корда.
После завершения всех сборочных работ приступайте к окраске. Предпочтение надо отдать эмалевым краскам. Прогрунтовав тщательно корпус, сразу же окрашивайте его в выбранные цвета; сочетание красок может быть взято по вкусу судомоделиста.
Перед пробным запуском проверьте крепление гребного винта, обтекателя, соединение вала двигателя с гребным валом. Удалите посторонние предметы из корпуса. Вначале отрегулируйте двигатель на малых оборотах, опустив модель в воду, затем постепенно увеличивайте число оборотов до полных.
Вариант конструкции ЛКИ
На рис. 189 дан вид сбоку и сверху скоростной модели в масштабе 1:2 с указанием всех необходимых размеров. На эту модель может быть установлен такой же двигатель, как и на ранее описанную, т. е. МК-12в.
Скоростные модели с объемом цилиндра двигателя, не превышающем 2,5 см3, относятся к классу VIII, «Г».
Скоростная модель конструкции ЛКИ с двигателем объемом 5 см3
На рис. 190 приведен вид сбоку и вид сверху скоростной модели. Конструктивный чертеж дан на рис. 191, а сборочный — на рис. 192.
Для этой модели рекомендуется двигатель МД-5 «Комета» с калильным зажиганием. Двигатель развивает при полной мощности 16 000 об/мин.
Скоростная модель конструкции ЛКИ с двигателем 10 см3
На рис. 193 изображен общий вид модели с двигателем объемом цилиндра 10 см3. На чертеже даны все необходимые размеры.
Конструкция корпуса этой модели такая же, как и скоростной модели с двигателем 5 см3.
В табл. 12 приведены элементы некоторых скоростных моделей и гребных винтов к ним.