Авианосцы. Уже в названии этих крупнейших кораблей Военно-Морского Флота отражена их задача — служить подвижным плавучим аэродромом для самолетов и вертолетов. До 120 самолетов могут разместиться на ударном авианосце, водоизмещение которого достигает 96000 т. Вооружение конвойного авианосца составляет 20—30 самолетов и вертолетов и мощная зенитная артиллерия.
Появившиеся совсем недавно противолодочные авианосцы оснащены, кроме обычного артиллерийского, еще и специальным противолодочным оружием — торпедами, бомбами. Его вместительные ангары и палубы способны разместить 30—40 самолетов и вертолетов, предназначенных для поиска и уничтожения подводных лодок противника.
Основная задача кораблей-крейсеров (рис. 17)—защита морских путей, нанесение ударов по базам и кораблям противника, охрана караванов судов и десантов при переходе в море и огневая поддержка их высадки. В зависимости от артиллерийского вооружения и броневой защиты крейсеры подразделяются на тяжелые, легкие и вспомогательные. Появление нового оружия — ракет — привело к созданию нового типа крейсеров — ракетных, вооруженных управляемыми ракетами для поражения любых целей.
Применение атомных энергетических установок на флоте необычайно расширило возможности применения подводных лодок.
Подводные лодки, оснащенные межконтинентальными ракетами с ядерным и термоядерным зарядом, составляют основу могущества советского флота. Район и действия практически не ограничены. Групповые подводные плавания наших атомоходов вокруг земного шара и их героические походы подо льдами к Северному полюсу показали всему миру отличную выучку советских моряков и высокие качества подводных лодок.
Основные характеристики этого класса кораблей — их подводная автономность, то есть непрерывное, без всплытия на поверхность время пребывания под водой (достигает 90 суток), глубина погружения, достигающая 450 м, скорость подводного хода (до 30 узлов).
В зависимости от водоизмещения подводные лодки подразделяются на большие (свыше 6000 т), средние (свыше 1500 т) и малые (менее 1000 т). К последнему подклассу относятся и так называемые карликовые подводные лодки, водоизмещение которых 3—5 т. Назначение этих «амфибий» — диверсии в портах и базах противника.
Различаются подводные лодки и по вооружению. Существующие ракетные и торпедные лодки вооружены современными ракетами и торпедами различных типов, позволяющими уничтожить любого противника. Есть подводные лодки специального назначения: транспортные, радиолокационного дозора и т. д. Их задача — обеспечивать действия боевых кораблей в любом районе земного шара, оставаясь невидимыми для боевых кораблей противника.
Многоцелевое назначение у класса эсминцев (эскадренных миноносцев). Они предназначены для нанесения ракетных, торпедных и артиллерийских ударов по кораблям противника и его береговым базам, охраны своих кораблей и судов от воздушного, надводного и подводного нападения, для дозорной и разведывательной службы, поддержки сухопутных войск при боевых операциях.
Основные характеристики эсминцев таковы: водоизмещение до 6000 т, скорость хода — до 40 узлов, дальность плавания — более 5000 миль.
За последние годы флоты многих держав значительно пополнились противолодочными кораблями, специально предназначенными для ведения боя с подводными лодками противника и охраны морских путей (рис. 18). Эти корабли, не уступая по размерам эсминцам и даже крейсерам, обладают высокой скоростью хода (до 35 узлов), мощным вооружением, включающим автоматическую артиллерию, управляемые ракеты и торпеды для уничтожения воздушных, надводных и подводных целей, а также большой (до 10 000 миль) дальностью плавания.
К боевым кораблям также относятся торпедные и ракетные корабли, тральщики, прорыватели минных заграждений и другие. Особо следует выделить тральщики — корабли, предназначенные для борьбы со всеми видами мин и минных заграждений. Путем траления они расчищают прибрежные воды и фарватеры для прохождения судов. По своей специализации тральщики подразделяются на подклассы: эскадренные, базовые, рейдовые.
Основная задача вспомогательных кораблей и судов ВМФ — это обеспечение боевых кораблей всем необходимым (оружием, боеприпасами, горючим, водой и т. д.) для выполнения стоящих перед ними задач. Кроме этого, соответствующие суда выполняют ремонт самих кораблей и находящегося на них оружия и другой техники.
В эту же группу входят исследовательские суда, ледоколы и корабли аварийно-спасательной службы, а также специальные — плавучие мишени для учебных стрельб, и, наконец, учебные корабли для подготовки и тренировки личного состава ВМФ.
К базовым плавучим средствам ВМС относятся доки, коллекторы, суда-водолеи, плавучие склады, краны, которые обеспечивают обслуживание и ремонт кораблей и судов, находящихся у причала.
Бурное развитие научно-технической революции вносит свои коррективы и в морской транспорт.
Нам ведь известно, что пароходы, кстати, как и паровозы, незаметно ушли в прошлое. Канул в Лету мореходный и железнодорожный «паровой век». И, кто знает, возможно уже сейчас, когда пишется эта книга, в конструкторских бюро и научно-исследовательских лабораториях рождаются совершенно новые типы кораблей и судов, еще неизвестные нам движители и материалы...