Размеры траулера (типа «Пушкин»): длина 84,5, ширина 13,4, осадка 5,5 м, водоизмещение (без рыбы) 2235 т, скорость хода 12,5 узла. Экипаж судна 105 человек. Почти 3 месяца траулер может находиться в море, в том числе 2 месяца на промысле.
Основной особенностью этого судна является возможность производить все операции с тралом на специальной промысловой палубе, куда трал поднимают через слип — наклонную плоскость в корме судна.
Траулер имеет удлиненный бак, который переходит в нижний ярус надстройки, простирающийся до кормового слипа. Над этим ярусом расположен средний ярус, на нем две рубки: носовая, где размещены посты управления и связи, и кормовая со вспомогательными помещениями. Над кормовой рубкой находятся рулевая и промысловая рубки и мостик для управления судном при спуске и подъеме трала. На палубе средней надстройки расположены 4 спасательные шлюпки.
На промысловой палубе установлены траловая лебедка и грузовые стрелы для подъема трала с рыбой. По бортам устроены разборные ящики для рыбы и два люка для подачи ее в разделочные цехи рыбной фабрики, которая находится в корме. Рыбная фабрика имеет три отделения — морозильное, консервное и жиротопное. Оборудование по переработке рыбы на траулерах типа «Пушкин» обеспечивает полную переработку рыбы в готовую продукцию, которая в течение рейса хранится в специальных морозильных камерах.
Наличие в корме специального слипа позволяет почти полностью механизировать спуск и подъем трала. Вооруженный, т. е. подготовленный для лова рыбы, трал выкладывают на промысловой палубе. Специальным тросом мешок-невод стаскивают в воду (рис. 156).
Затем ваера-кабели заводятся за ролики ваерных кареток, которые перемещаются в кормовое положение. Потом подсоединяются траловые доски, после чего на соответствующую глубину вытравливают ваера. По окончании траления тормоза траловых лебедок затягиваются, ваера стопорятся и начинается буксировка трала. Траление, в зависимости от количества рыбы, находящейся в данном месте, продолжается от получаса до 1⅓ часов, после чего траловой лебедкой выбирают ваера, траловые доски отсоединяются и основная часть трала выбирается на палубу. Мешок с рыбой втягивается на палубу специальными тросами. Под мешок заводятся подъемные стропы, к которым прикрепляются тросы. Если рыбы много, подъем производится за несколько перехватов. После того, как мешок с рыбой поднят на палубу, в корме закрываются специальные ворота и рыба выливается из трала с помощью грузовых стрел в центральный люк или бортовые забортные ящики, откуда поступает в цехи для обработки.
На рис. 156 показаны кормовая часть траулера и схема промыслового устройства. Десятки таких траулеров-рыбозаводов с кормовым тралением широко используются далеко от берегов нашей Родины, в любую погоду бороздят океанские просторы, возвращаясь домой с богатым уловом.
Модель морозильного большого рыболовного траулера типа «Пушкин», в зависимости от ее назначения, может быть построена как самоходная по классу V, «Г» в масштабе 1:50, 1:75 или как настольная по классу XIII, «А», XIII, «В».
На рис. 154 дан общий вид модели в масштабе 1:200. На рис. 155 приведен теоретический чертеж: корпус, очертания носовой и кормовой оконечностей, ватерлиний и палуб. При изготовлении корпуса особое внимание надо обращать на точность при доводке кормовых образований. В корме имеется слип, его очертания показаны на всех трех проекциях теоретического чертежа.
Если модель намечено строить самоходной, корпус следует сделать наборным. В качестве двигателя пригоден любой механический. По данным Единой Всесоюзной классификации морских моделей использование простейших — резиновых и пружинных двигателей не предусматривается. Окраска модели рыболовного траулера может быть выполнена так, как изображено на рис. 154, однако это не является обязательным. Подводную часть можно окрасить в черный, красный, а борт — в белый цвет.
При испытании самоходной модели, ее скорость должна соответствовать масштабной.