На рисунке в заставке показан один из современных лесовозов. Это однопалубное судно с полубаком и надстройкой на юте — в кормовой части. Наклоненный форштевень с подрезом в подводной части вместе с ледовыми подкреплениями корпуса в районе грузовой ватерлинии обеспечивает безопасное плавание лесовоза в битом льду. Конструкция кормы (крейсерская) обеспечивает хороший подток воды к винтам, что существенно повышает ходовые качества судна.
Наибольшая длина лесовоза 121,8, ширина 16,0, осадка 7,0 м, водоизмещение 9400 т.
Лесоматериалы размещаются в четырех просторных трюмах и на палубе. За один рейс можно перевезти 11 000 м3 древесины. Особенностью нового советского лесовоза является его способность перевозить не только древесину, но и другие массовые грузы, например зерно.
На большинстве лесовозов установлены паровые машины или двигатели внутреннего сгорания. На нашем лесовозе впервые поставлена небольшая, но весьма экономичная по расходу топлива, газовая турбина мощностью 4400 л. с., обеспечивающая скорость хода 14 узлов. Ротор турбины делает 5500 оборотов в минуту, а вал, на который насажен гребной винт,— 115 оборотов в минуту, что достигается с помощью специального редуктора — системы зубчатых колес. Редуктор позволяет также изменить направление вращения гребных винтов, т. е. судно может идти задним ходом. Управление газотурбинной силовой установкой осуществляется с помощью дистанционного привода непосредственно из центрального поста управления, находящегося в машинном отделении. Небольшая по размерам энергетическая установка размещена непосредственно в корме, поэтому не потребовалось делать длинные гребные валы; трюмы от переборки машинного отделения не загромождены трубопроводами и электрическими кабелями.
В кормовой части судна установлена рулевая машина с электрогидравлическим приводом. Швартовное устройство состоит из двух шпилей. Якорное устройство имеет 3 становых якоря весом 4 т каждый и вспомогательный якорь весом 1,25 т. Грузовое устройство лесовоза — восемь стрел, каждая грузоподъемностью 5 т и одна тяжеловесная стрела, с помощью которой можно поднимать грузы весом до 60 т.
Так как перевозимый груз — древесина — огнеопасен, на лесовозе для ликвидации пожара предусмотрена водяная система огнетушения, состоящая из трубопроводов в трюмах и мощных нагнетательных насосов.
Команда, обслуживающая судно, насчитывает 38 человек и размещается в удобных одно- и двухместных каютах. Имеется несколько кают для пассажиров, которые могут быть приняты на борт лесовоза. Помимо жилых помещений, для отдыха команды имеются красный уголок, кают-компания, салон для пассажиров, а также все необходимые санитарно-гигиенические помещения.
На случай аварии на палубе надстройки размещены две спасательные шлюпки, могущие принять по 58 человек. Шлюпки снабжены ручным приводом на гребной винт. Для служебных целей имеется моторный деревянный катер и рабочая моторная шлюпка.
По сравнению с другими моделями морских судов модель лесовоза имеет немного деталей и сравнительно проста в постройке. На рис. 145 изображен общий вид модели, а на рис. 146 — корпус теоретического чертежа, по которому могут быть вырезаны шаблоны для проверки при доводке обводов модели. Даны также очертания форштевня, полубака, кормы, руля и местоположение гребного винта. Теоретический чертеж сделан в масштабе 1:100. В верхней части рис. 146 показаны общий вид грузовой лебедки, оборудование ходового мостика и устройство трапа.
В качестве материала для постройки модели пригодно дерево, но, конечно, корпус можно сделать и жестяной. Корпус предпочтительно делать наборным. Мелкие детали можно макетировать из пластмассы и цветного целлулоида. При установке на модели механического двигателя и масштабе построенной модели 1:75—1:200 она подпадет под класс V, «А». Скорость должна соответствовать масштабной скорости. Окраска модели делается, как показано на рис. 145.