Об одном эпизоде мы расскажем. Это было в 1829 году. Шла война России с Турцией. Русский народ отстаивал свои права на Черном море. В составе Черноморского флота в то время находился небольшой двухмачтовый двадцатипушечный бриг «Меркурий». Под командой капитан-лейтенанта Казарского «Меркурий» был послан из Сизополя, где стоял наш флот, к Босфору для наблюдения за действиями турецких кораблей. Рано утром 15 мая 1829 года бриг «Меркурий», обнаружив, что турки поднимают паруса, пошел к своим берегам. С турецких кораблей бриг был вскоре замечен. За ним погнались два больших быстроходных корабля (один 110-пушечный, другой имел 74 пушки). Ход брига был малым, встреча с неприятелем стала неизбежной. На военном совете, который состоялся на командирском мостике, решили сцепиться с одним из вражеских кораблей и взорваться. Когда турецкие корабли подошли на расстояние выстрела, начался артиллерийский бой. Против 20 пушек небольшого калибра брига «Меркурий» насчитывалось 184 турецких орудия. Огонь был жестоким, враги задались целью уничтожить русский корабль, но меткость огня турецких бомбардиров оставляла желать лучшего. Ядра и пули падали в воду и лишь немногие из них задевали рангоут и паруса «Меркурия», не причиняя им большого вреда; несколько раз на палубе русского корабля возникали пожары, но их быстро гасили. Зато, огонь «Меркурия» был уничтожающим: на 110-пушечном турецком корабле оказались перебитыми ватер-штаги, сильно поврежден рангоут. Другому вражескому кораблю также был нанесен большой урон — меткими выстрелами русские бомбардиры перебили фор-марса рей, повредили бегучий и стоячий такелаж. Управляться на турецких кораблях стало трудно. Большие потери убитыми и ранеными ухудшили положение вражеских судов, они вынуждены были лечь в дрейф и отказаться от продолжения боя.
На бриге «Меркурий» не замедлили этим воспользоваться: добавили парусов, на ходу исправили повреждения в такелаже, рангоуте и вскоре оторвались от неприятеля. Русский корабль, выдержав неравный бой, благополучно возвратился к своему флоту. На базе, где слышна была стрельба с кораблей, не верили, что бриг «Меркурий» уцелеет.
Бриг «Меркурий» был построен в Севастополе в 1820 году, его строителем был один из выдающихся «мастеров добрых пропорций» Иван Осминин. Размеры брига: длина 29,5, ширина 9,4, осадка 2,9 м, водоизмещение около 500 т.
Корабль навеки вписал свое имя в историю русского флота.
В отличие от всех ранее описанных моделей судов, которые рекомендовалось в основном строить как настольные, модель «Меркурия» можно строить как самоходную и как настольную. Постройка модели брига «Меркурий» сложна, начинающему моделисту, не построившему еще ни одной парусной модели, приниматься за нее не следует. Приступая к постройке «Меркурия», надо ознакомиться по книгам с парусным вооружением судов начала XIX века, разобраться в такелаже, рангоуте, конструкции отдельных частей корпуса.
На рис. 127 дан общий вид брига по грузовую ватерлинию, показаны парусность, рангоут и упрощенный бегучий и стоячий такелаж. На рис. 129 приведен схематический чертеж — все три проекции и виды модели с кормы и с носа. Так как на рис. 129 не представилось возможным разместить вид сверху, последний изображен на рис. 128, там же показаны марсовая площадка, крепления вант, стеньг, рей, пушки, штурвал, световой люк и трап, вход в офицерские каюты и некоторые другие детали. Если моделист решит делать миниатюрную модель брига «Меркурий» из ценных пород дерева или других материалов, то можно использовать чертежи как бы в масштабе 1:1, т. е. длина по ватерлинии сделанной модели будет 229 мм и она подпадет под XIII, «А» класс. Если же юный кораблестроитель задумает построить самоходную модель, тогда придется увеличить чертежи в три раза; длина модели будет около 700 мм, что будет составлять примерно 1/45 настоящего брига. Такой, несколько необычный, масштаб допустим, так как согласно единой классификации для моделей исторических парусных судов по классу IX «А» масштаб неограничен.
В качестве материала для самоходной модели годится сухая сосна; корпус рекомендуем делать наборным.