Главная | Контакты | Карта сайта | Поиск:
Modelizd.ru
Самолеты Автомобили Корабли Поезда Ракеты Двигатели Электроника
  • Главная
  • Электроника
  • Системы управления
  • Аппаратура пропорционального управления автомоделями

Подразделы
Все статьи Общая информация Дистанционное управление Передающие устройства Приемные устройства Антенны Дешифраторы Системы управления Исполнительные устройства Источники питания Контроль и отладка Прочие устройства
Кнопки соцсетей
Похожие статьи
Простые системы пропорционального управления
Электроника › Системы управления

Аналоговые системы пропорционального управления
Электроника › Системы управления

Цифровые системы пропорционального управления
Электроника › Системы управления

Сравнение систем пропорционального управления
Электроника › Системы управления

Конструкции исполнительных механизмов пропорционального управления
Электроника › Исполнительные устройства

Системы пропорционального управления
Электроника › Системы управления

Смешанные системы пропорционального управления
Электроника › Системы управления

Радиоприемные устройства для систем пропорционального управления
Электроника › Системы управления

Простые устройства для пропорционального управления
Электроника › Системы управления

Устройства для пропорционального управления с исполнительными механизмами пропорционального типа
Электроника › Системы управления

Исполнительные механизмы в системе пропорционального управления
Электроника › Исполнительные устройства

Обзор любительских конструкций систем пропорционального управления
Электроника › Системы управления

Специальные исполнительные механизмы в системе пропорционального управления
Электроника › Исполнительные устройства

Составные элементы и узлы аппаратуры для дистанционного управления
Электроника › Дистанционное управление

Автошкола азбука вождения в твери perekrestok-tver.ru.

Аппаратура пропорционального управления автомоделями

Статья добавлена: Ноябрь 2016
            0


На борту радиоуправляемой автомодели с двигателем внутреннего сгорания монтируют два исполнительных механизма. Один из них управляет поворотом передних колес, другой устанавливает режим работы двигателя. Для управления этими механизмами хорошо зарекомендовала себя двухканальыая система мастера спорта С. Н. Чухаленко. Система построена по следующему принципу.

Колебания несущей частоты УКВ передатчика модулируются двумя чередующимися тональными посылками. Длительность импульсов не постоянна, а зависит от команды, подаваемой оператором. Импульсами с частотой тона 9,5 кгц передаются плавные команды по каналу 1, а импульсами с частотой тона 12,5 кгц — команды по каналу 2. За секунду передается по 100 импульсов каждого тона.

Рис. 36. Схема передающего устройства системы пропорционального управления 
Рис. 36. Схема передающего устройства системы пропорционального управления
Передающее устройство (рис. 36) состоит из передатчика и тракта формирования команд. Передатчик работает на частоте 28,2 Мгц или 27,12 Мгц. Для стабилизации частоты в задающем генераторе (Т1) применен кварц. Контур L1С3 буферного каскада (Т2) настроен на частоту кварца. С катушки связи L2 напряжение раскачки подводится к транзистору Т3, который через согласующий контур L3C7 нагружен на сопротивление излучения антенны (длина штыря антенны 1 м). Мощность излучения — 200 мвт. Модуляция осуществляется подключением «земли» к базе выходного транзистора Т3 в такт со звуковой частотой тональной посылки. Излучение происходит в моменты подсоединения «земли». Модулятор содержит транзисторы Т4 и Т5. Транзистор Т4 — ключевой, а транзистор Т5 управляет его работой. К базе последнего поочередно подводят напряжение двух звуковых частот.

Рис. 37. Эпюры напряжений на коллекторах транзисторов передающего устройства 
Рис. 37. Эпюры напряжений на коллекторах транзисторов передающего устройства
Рассмотрим назначение и взаимодействие каскадов тракта формирования команд.

Каскады на транзисторах Т6 и Т13 — звуковые генераторы. Мультивибратор (Т11 и Т12) настроен на частоту 100 гц. С ним связаны два каскада Т9, Т10 и Т16, Т17. В этих каскадах переменными резисторами R21 и R40 меняется длительность выходных импульсов напряжения. Оси переменных резисторов поворачиваются рычажками, выходящими на переднюю панель передающего устройства. Вот этими-то импульсами поочередно и открываются каскады Т7, Т8 и Т14, Т15, управляющие передачей напряжений звуковых частот 9,5 кгц и 12 кгц на вход модулятора. На рис. 37 приведены эпюры напряжений на коллекторах транзисторов.



Напряжение питания — 18 в. Батарея составляется из четырех КБС-Л-0,50 или 3336Л. Потребляемый ток — 140 ма.

Рис. 38. Схема приемного устройства системы пропорционального управления 
Рис. 38. Схема приемного устройства системы пропорционального управления
Приемное устройство имеет схему, показанную на рис. 38. Рассмотрим его работу. Сигнал высокой частоты, принятый антенной, попадает на апериодический усилитель Т1, связанный со сверхрегенеративным детектором Т2. Выделенный сигнал низкой частоты, пройдя фильтр R6, С8÷ Др3, С10, попадает на вход УНЧ (Т3, Т4), где он усиливается и ограничивается. Далее через конденсатор С12 сигнал попадает на вход дешифратора, где происходит разделение каналов с помощью низкочастотных фильтров, которые стоят в каскадах, преобразующих тональные посылки в импульсы постоянного тока. Потом следует формирователь импульсов Т6 и двухтактный эмиттерный повторитель, в эмиттерной цепи которого стоят детекторы Д5, Д6 и сглаживающие фильтры R21, С18 и R22, С19. Когда открывается импульсом транзистор Т7, то работает диод Д6 на нагрузке R24, R25 выделяется постоянное напряжете. В паузах между импульсами работает диод Д5, так как в это время проходит ток в эмиттерной цепи транзистора Т8. На нагрузке R24, R23 выделяется напряжение противоположного знака. На вход усилителя постоянного тока (УПТ) подводится напряжение, получаемое как результат сложения напряжения делителя R23, R24, R25 и напряжения, являющегося разностью двух напряжений после сглаживающих фильтров. Включенный на выходе УПТ электродвигатель связан через редуктор с потенциометром обратной связи R32 (СП-1А) и с тягой, идущей к рулевой трапеции или к механизму управления двигателем внутреннего сгорания. При подаче команды электродвигатель будет вращаться до тех пор, ока напряжение обратной связи не скомпенсирует па ходе УПТ разность напряжений, отличающуюся от мщения, соответствующего «пулевой» команде.

Регулировка передающего устройства производится в следующем порядке. Закорачивают коллектор с эмиттером у транзистора Т4. Через конденсатор C1 подаю от сигнал-генератора (Г4-18) напряжение 0,8 в с частотой 28,2 или 27,12 Мгц. Настраивают в резонанс контур L1C3. Проверяют наличие колебаний в задающем генераторе, после чего подключают к нему конденсатор С1. С помощью индикатора поля нужно добиться наилучшего излучения, настраивая контур L3С7. После этого удаляется перемычка у транзистора Т4. Звуковые генераторы настраиваются на генерацию с частотами 10,5 и 12,5 кгц.



Мультивибратор и каскады на транзисторах Т7, Т8 и Т14, Т15 не регулируют. Особое внимание уделяется регулировке каскадов с транзисторами Т9, Т10 и Т16, Т17. Для этого необходим осциллограф, имеющий вход по постоянному току, например С1-19Б. Корпус переменного резистора R21, а также R40 крепится так, чтобы среднему положению рычажка на панели соответствовала длительность паузы между выходными импульсами транзистора T9 — 3,5 мсек, а при повороте движка резистора на 45° в обе стороны от «нулевого» положения длительность паузы менялась в пределах 2,5÷4,5 мсек. Затем корпус резистора закрепляется. Полезно предусмотреть коррекцию поворота корпуса на ±10°. Аналогично настраивается тракт второго канала. Если частота мультивибратора не 100 гц, при регулировке интервал, приходящийся на импульс и паузу, делят на 10 частей. Тогда длительность паузы в точке контроля должна меняться в пределах 2,5÷4,5 части этого интервала. «Нулевому» значению команды соответствует 3,5 части интервала.

Приемное устройство регулируется следующим образом.

Подбором резистора R3 добиваются максимального шума в головных телефонах, подключенных к выходу УНЧ. Потом от генератора Г4-18 на антенный вход подается модулированный сигнал. Частота модуляции 9,5, затем 12,5 кгц. Подбором резистора R9 нужно получить на выходе УНЧ равенство импульсов и пауз. Для контроля применяется осциллограф. Емкость конденсатора С10 подбирается так, чтобы получалось равномерное усиление сигналов и хорошо фильтровалось напряжение с частотой сверхрегенерации. С помощью звукового генератора настраиваются в резонанс контуры дешифратора.

Рис. 39. Передающее устройство 
Рис. 39. Передающее устройство
Индикатор настройки — миллиамперметр с пределом измерения 3 ма, включенный в цепь коллектора Т5. Далее настройка ведется по сигналам от передатчика. Резистор R12 подбирают такой, чтобы транзистор Т5 был полностью открыт во время импульса, а резистор R6 — чтобы транзистор Т6 был полностью открыт во время паузы и закрывался при сигнале. Каскады на транзисторах Т7, Т8, Т9 не настраивают. Затем включают питание по цепям +18 в и +9 в (средняя точка) на формирователь и УПТ, а с приемника питание (+6 в) отключают.

Потенциометр обратной связи еще не соединен с качалкой рулевой машинки. Вращая движок потенциометра R32, нужно убедиться, что электродвигатель остановится. Если движок в этом случае находится далеко от среднего положения, то, подбирая величину резистора R30, добиваются, чтобы электродвигатель останавливался при среднем положении движка потенциометра. Далее потенциометр соединяют с качалкой рулевой машинки. Если двигатель не останавливается, то следует поменять концы потенциометра О.С. Затем, включив питание приемника и подав сигнал от передатчика по тому каналу, который в данный момент регулируется, проверяют импульсы на эмиттерах транзисторов Т8, Т9. При среднем положении рычага командодатчика длительность импульса — 3,5 мсек, в приемнике она будет несколько иной. Изменяя величину резистора R22, нужно добиться, чтобы двигатель рулевой машинки остановился, а качалка рулевой машинки находилась в среднем положении. Перемещая рычаг управления, проверяют работу рулевой машинки по точности отслеживания ею угла, задаваемого передатчиком. Аналогично настраивается второй канал дешифратора.



Рис. 40. Монтаж передающего устройства 
Рис. 40. Монтаж передающего устройства
Приемное устройство потребляет от батарей: по цепи «6в» — 5÷6 ма по цепи «18в» — 50 ма при «нулевых» командах (остановленных двигателях) и до 200 ма при нагрузке на двигатель. Для питания рекомендуется составлять батарею на 6 в из пяти аккумуляторов Д-0,06, а батарею на 18 в из 14 аккумуляторов Д-0,25 или четырех батарей КБС-Л-0,50.

Управление поворотом передних колес осуществляется тягой, связанной с рулевой трапецией. Двигатель управляется поворачиванием заслонки карбюратора, что дает снижение числа оборотов вала двигателя. Эта система хорошо зарекомендовала себя на двигателях «Метеор», «Супер-Тигр».

Детали аппаратуры


Аппаратура собирается в основном из фабричных деталей. Катушки передатчика наматываются на каркасах от ФПЧ телевизора «Рубин». Диаметр каркаса 7,5 мм. Катушка L1 содержит 11 витков провода ПЭЛ 0,35; катушка L2 — 3 витка провода ПЭЛ 0,35, намотанных на первую катушку. Между катушками слой лакоткани или кальки. Катушка L3 содержит 10 витков провода ПЭЛ 0,35.

Трансформаторы Тр1 и Тр2 выполняются на кольце из пермаллоевой ленты. Внутренний диаметр кольца 7 мм, наружный — 13 мм, толщина кольца 3 мм. Первичная обмотка содержит 160 витков провода ПЭЛ 0,14, вторичная — 25 витков провода ПЭЛ 0,14.

В приемнике катушка L1 имеет 8 витков провода ПЭЛ 0,35, намотанного на каркасе от ФПЧ «Рубин» (диаметр 7,5 мм). Выводы катушек закрепляются на каркасе шелковыми или капроновыми нитками. Дроссель Др3 выполняется на ферритовом кольце Ф1000. Его наружный диаметр 7 мм, внутренний диаметр 4 мм. высота — 4 мм. Для намотки применяется провод ПЭЛ 0,08. Число витков — 200. Катушки низкочастотных контуров L2 выполняются на ферритовых кольцах или в ферритовых броневых сердечниках, так чтобы их индуктивность была 20÷40 мгн,

Точная настройка контуров на частоты 9,5 и 12,5 кгц достигается подбором емкостей конденсатора. Конденсаторы следует применять высокостабильные, с малым ТКЕ. Бумажные конденсаторы (МБМ) предпочтительнее, чем керамические (КЛГ, КМ, КЛС).

Помимо указанных в схемах типов транзисторов, могут быть применены другие, со сходными параметрами. Все транзисторы перед монтажом необходимо проверить. Электролитические конденсаторы должны быть рассчитаны на напряжение, несколько превышающее величину питающего напряжения цепи, где применен конденсатор. Отрегулированная аппаратура в процессе эксплуатации подстройки не требует и работает устойчиво.

Один из каналов легко может быть заменен каналом передачи нескольких дискретных команд. Для этого один из звуковых генераторов заменяется блоком выдачи напряжений со звуковыми командными частотами, аналогичным изображенному в схеме передатчика фирмы «Филипс» (см. рис. 35).
Источник: «Радиоуправляемые автомобили», А. В. Дьяков, 1973


ОЦЕНИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ЗА ЭТУ СТАТЬЮ
+1
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Две команды одновременно в передающей аппаратуре
Электроника » Передающие устройства

Новое в сверхрегенераторе аппаратуры радиоуправления
Электроника » Общая информация

Эксплуатация шестикомандной аппаратуры
Электроника » Контроль и отладка

Шестикомандный приемник для автомодели
Электроника » Приемные устройства

Передатчик на шесть команд для автомодели
Электроника » Передающие устройства

Обзор любительских конструкций систем пропорционального управления
Электроника » Системы управления

Устройства для дистанционного управления игрушками заводского изготовления
Электроника » Дистанционное управление

Комплекты деталей и блоков для любительской сборки аппаратуры
Электроника » Дистанционное управление

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Блоки бортовой автоматики на автомоделях
Электроника » Исполнительные устройства

Пять команд при трехканальной радиоаппаратуре
Электроника » Системы управления

Реле с системой механической блокировки
Электроника » Прочие устройства

Электродвигатели постоянного тока
Электроника » Исполнительные устройства

Ртутно-цинковые элементы питания моделей
Электроника » Источники питания

Самодельная кислотная аккумуляторная батарея
Электроника » Источники питания

Серебряно-цинковый аккумуляторы для моделей
Электроника » Источники питания

Герметичные никелево-кадмиевые аккумуляторы
Электроника » Источники питания




ССЫЛКА НА СТАТЬЮ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАТАХ
ТекстHTMLBB Code


Комментарии к статье


Еще нет комментариев


Сколько будет 40 + 34 =

       



Modelizd.ru © 2016 | Написать админу | Карта сайта | Поиск по сайту | Мобильная версия
Авиамоделизм для начинающих • Автомоделизм для начинающих • Судомоделизм для начинающих • Модели поездов и железных дорог • Модели ракет своими руками • Создание модельных двигателей • Создание модельной электроники