Во время вспышки рабочей смеси в камере сгорания резко повышается давление газов. Клапан закрывает продуктам сгорания обратный выход в диффузор, и они устремляются в трубу. Тяга двигателя получается вследствие реакции, действующей в обратном направлении движению газов и равной произведению массы выходящих газов на половину квадрата скорости их движения, т. е. их живой силе.
В конце цикла выхлопа давление в камере сгорания падает и становится меньше, чем давление в диффузоре. Поэтому лепестки клапана открываются, в камеру сгорания поступает новая порция горючей смеси и цикл повторяется.
Чём чаще происходят вспышки и чем большая порция газов сгорает за один цикл, тем большую тягу развивает двигатель.
Правилами ФАИ объем камеры таких двигателей ограничен и не должен превышать 0,5 л, а вес 0,5 кг.
Запуск двигателя с искровой свечой производится в такой последовательности. К свече двигателя подсоединяют провод высокого напряжения от магнето (рис. 105), второй провод подсоединяют на корпус двигателя. Отвинчивают иглу жиклера и воздушным насосом (автонасос для накачивания баллонов) резкими качками подают воздух к клапанной решетке.
Шланг насоса при этом вводят в диффузор двигателя, располагая его обрез попеременно у клапанной решетки или перед жиклером. Одновременно с подачей воздуха вращают магнето. После появления отдельных хлопков иглой регулируют подачу топлива, добиваясь ровной работы.
Реактивные двигатели очень чувствительны к регулировке подачи топлива. В качестве топлива используются смеси различных сортов бензина. Лучшие результаты достигались на бензине Б-70.
Несмотря на то, что в настоящее время соревнования моделей с двигателями такого типа в СССР проводятся редко, некоторые моделисты проявляют к ним интерес. Поэтому мы помещаем этот материал.
Одним из известных конструкторов ПВРД является авиамоделист М. Е. Васильченко. Им создан ряд удачных конструкций двигателей разного литража (рис. 106), два из которых РАМ-1 и РАМ-2 делались серийно.
РАМ-1 послужил прототипом для создания других конструкций. Так, мастер спорта И. Иванников, развивая схемы РАМ-1, создал свой двигатель, с которым добился выдающихся результатов на международных соревнованиях 1955 г. Он установил абсолютный мировой рекорд скорости полета модели — 275 км/час.
На рис. 107 показан двигатель «Летмо-250/1952» чехословацкого моделиста Сладкого. Его двигатель не имеет свечи. Резонансная трубка значительно короче. Запуск производится при помощи паяльной лампы или факела, которыми поджигают смесь на выходе из трубы. В 1954 г. на международных соревнованиях в Москве Сладки с моделью, на которой стоял модифицированный двигатель «Летмо-300», занял первое место, показав скорость 232 км/час.